Меня часто спрашивают, как организовать творческое пространство ребенка и как подогреть его интерес к рисованию или лепке. Ведь даже талантливым детям можно «обломить» крылья и отбить интерес к творчеству, спрятав краски повыше, а фломастеры подальше, дабы уберечь свой светлый диван от пятен, а стены от разноцветных брызг красок. Всем известно, что с 5 лет у детей очень развито воображение и фантазия и это важнейшие стороны его жизни. Со временем, если нет у ребенка творческой деятельности, его способность фантазировать уменьшается, тем самым обедняя личность. Что бы этого не допустить, нужно правильно организовать детское пространство. Все творческие материалы должны находится в свободном доступе. И этих материалов должно быть много и самых разных. Если вы думаете, что ребенку для развития его творческих способностей, достаточно одной пачки фломастеров из 6 цветов, то это ошибочное мнение. Ведь как правило в этих 6 цветах половину занимают темные тона: черный, синий, зеленый.
Помню, как я купила своему ребенку набор фломастеров из 36 цветов, и он открыв его, радостно воскликнул: «Бежевый! Как здорово! Я так давно хотел иметь бежевый цвет, что бы рисовать лица людей». Опять же заинтерисовать ребенка творчеством, можно своим примеров. И даже если вы не художник, и сами рисовать не умеете, не беда. Главное желание учиться вместе с ребенком. Сегодня очень много интересных пошаговых инструкций можно найти. Даже взрослому, который не рисует каждый день, сложно нарисовать сходу лягушку или зебру. Такие пособия тренируют руку ребенка, закрепляют механизм прорисовывания важных деталей. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Если есть возможность рисовать на улице или на даче, то это очень здорово и удобно. А если поставить ребенку мольберт и рисовать природу, обращая внимание на цвета листьев или цвета неба, то таким образом вы помогаете ребенку наблюдать за окружающим миром, обращая внимание на детали. Да и на улице не так страшно разлить краску или испачкать мебель.
Заметьте, в мастерских художников нет идеальной чистоты, зато много ярких пятен, много красок, кистей, валиков и шпателей. Обязательный атрибут-фартук, если нет желания перестировать постоянно одежду. Дайте ребенку возможность свободно смешивать краски, он поймет, что смешивая основные цвета, у него получатся новые. Когда моему сыну было 2,5 года, он полностью закрашивал альбомные страницы красками, смешивал, размазывал, экспериментировал и делал выводы. Еще одна уловка, которая помогает раскрыть для ребенка мир творчества. Это рисовать с ним на одном листе. Я рисовала с ребенком на маркерной доске, разделяла ее пополам, и каждый на своей стороне, пошагово повторял рисунок. Потом придумывали сюжет или историю и дорисовывали детали: дождь, солнце или лес. Получаются забавные картинки. И напоследок, важным моментом является то, как вы хвалите ребенка. Если вы не проявляете недовольства и не говорите , что он нарисовал неправильно, а напротив поощряете его к самостоятельности, то ребенок перестает бояться ошибок. Творчество — это вообще сплошной эксперимент и ошибок в нем не может быть по определению. Какие бы ни были результаты, они положительные, т.к. из «ошибки» можно сделать нечто удивительное. Если ребенок экспериментирует, значит он творчески подходит к делу, развивает креативность и познает многообразие мира.
Да, пространство для творчества — это очень важно. А про фломастеры — сейчас много делают на водной основе, они отлично отстирываются и отмываются.